Tuesday, December 8, 2009

По поводу школ

У нас уже третья по счету школа за 3 года! Это уже статистика и можно делать какие-то выводы. Хотя, конечно, по поводу третьей школы еще выводы делать рановато. Но тем не менее... Итак, скажу сразу, если смотреть глобально, то успех со школой решает человеческий фактор. Вернее тот учитель, к которому вы попадете, и те дети, которые будут жить по соседству с вами и будут посещать эту школу... Наличие хорошего директора оказывает огромное влияние на педагогический состав, но не на 100%. Даже в самой хорошей школе есть свои не супер хорошие учителя и дети.

Первая школа у нас была "общинная" и "иммигрантская" - с огромным количеством неанглоговорящих детей. Вторая - "канадская" - в основном с детьми, у которых английский - родной.


Новичкам в Канаде не побоюсь высказать крамольную мысль-пожелание: плюньте на рейтинги. Это не самое важное. Поверьте, после советской школы ваш ребенок ничего не потеряет в академическом плане даже если будет сидеть дома год и вообще ничего не делать.

Итак, самые важные на мой взгляд человека, написавшего большую кандидатскую диссертацию на большую педагогическую тему:

1. Наличие большого процента ESL студентов. Поясню. Все хотят сдать ребенка в школу, где побольше натив канадцев, чтобы ребенок подтянул язык. С кем-то это работает. С нами - нет. Первая школа, в которую мы попали была посреди района, куда прибывает кучи имигрантов. Поэтому учителя знали, как себя вести с детьми, которые не укладываются в рамки канадского менталитета. В краткие сроки Дашу научили там писать, читать, считать по-английски. Все вопросы решались быстро и эффективно. Во второй школе были в основном канадцы. Учителя приглашали к Даше психологов (!), чтобы просто ее переубеждать ее в каких-то понятиях- example: убедить ее в том, что дети вокруг нее - друзья. Она не соглашается до сих пор, потому что друзья для нее еще с России - это люди, с которыми не просто проводишь приятно время - "приятели", а на которых можно положитьcя во всем. Учителя думали, что если они будут говорить медленно, то английский будет более понятным (иногда работает, но не всегда). Прогресс в английском был несравнимо меньше, чем в первой школе, где были почти все имигранты. Короче во второй "канадской" школе с высоким рейтингом мы натерпелись много из-за непринятия учителями понятия "другой". Учительница мне открыто говорила, что боится Даши, потому что она не знает, как ей управлять, потому что это "ненормально взрослый" ребенок, который знает чего хочет, говорит правду и им невозможно управлять по-детски, а только путем логического убеждения. Никаких притензий к поведению или успеваемости не было, только непонимание, а из-за этого боязнь.

2. Отстутствие банд. Без комментариев.

3. Хорошо, если это "общинная школа" - Community School. В ней намного больше программ и возможностей для ребенка как во время занятий, так и после. Причем программ не только для детей, но и взрослых. Возможнa помощь продуктами и вещами. А также организованы горячие обеды для детей, освобождающие родителей от сонного нарезания бутербродов и вталкивания в перемешку с зевотой подогретых ланчей в термосы.
Первая школа не закрывалась до позднего вечера. Дети там тусовались сколько хотели, потому что директор считал, что лучше в школе играть в волейбол, чем бить стекла в подворотнях.

4. Рейтинг. Рейтинг тоже важен, хотя и не определяющий. Рейтинг в основном определяется по результатам тестов. Умение сдавать экзамены и знать - разные вещи. Особенно для детей. При приеме в Ванкуверскую школу Даша сдавала тест по математике и языку. После ее теста со мной разговаривали по-другому. Их 40 вопросов по математике она ответила правильно на 37. Срезалась на градусах, которые мы не проходили и не поняла до конца смысл условия задачи в двух других случаях. Мне сказали, что единственное, чем я могу ей помочь с математикой - так это выучить все математические термины на английском. Знание действий с дробями, десятичными числами не тестировалось, хотя она это умеет, но ей "не положено". 
Дашу никто не будет тестировать материалом 5...7 класса по математике, который она знает, зато она может не знать какие-то детали школьной программы из 3 класса, в котором она сейчас, которые для нас не важны и мы не научили. Читала она в 3 классе на уровне 4-го. Но опять-таки, не факт, что она все понимала, что читала, в отличие от канадских детей.
Поэтому результат теста будет неадекватным. Более того, имигрантские дети могут просто не понять условие задачи из-за недостаточного знания английского. Иногда незнание одного слова мешает понять смысл условия задачи.
В первой имигрантской школе рейтинг - ниже плинтуса, потому что около 3/4 детей ESL и многие отказываются писать тесты. Но своей первой школе мы благодарны за наш первый год в Канаде и чем она была для нас. У нас она оставила море приятных воспоминаний.

5. Наличие родителей, которым не наплевать на своих детей. Во второй, "канадской" школе было огромное количество родителей, готовых волонтерить, помогать, организовывать. Благодаря такому родительскому комитету внешкольные мероприятия были такими же мощными, как и в первой "общинной" школе. Кроме того, в конце-концов образование детей - это ответственность родителей, поэтому чем больше они вкладываются в это дело, тем лучше результаты.

1 comment:

  1. Спасибо огромное! Очень полезный пост!

    ReplyDelete

комментарии писать в этом окошке, затем в "Comment as" выберите или свой аккаунт или Anonymous и нажмите "Post Comment"